ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ
Том VII , С. 212-214
опубликовано: 15 апреля 2009г.

ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ

Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог)Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Василиjе Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.).

Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси.

Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва, подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. (Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. Књ. 1. С. 368, № 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

Рака с мощами свт. Василия Острожского (мон-рь Острог)Рака с мощами свт. Василия Острожского (мон-рь Острог)

В сер. XVII в. усилились тур. гонения на христиан, мн. серб. мон-ри были разорены, В. О. был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория). В этих условиях он, как и мн. др. правосл. иерархи на территории Османской империи, вступал в контакты с Римом, рассчитывая на помощь курии в освобождении балканских народов от тур. ига. Тем не менее В. О. не поддерживал идеи введения унии. В 1661 г. к нему обращался по этому поводу с письмом папа Александр VII, но не получил положительного ответа (Радонић J. Римска куриjа и jужнословенске земље од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 351-352). Несмотря на препятствия властей, В. О. восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. В 1670/71 г. на его средства был обновлен пирг св. Георгия в Хиландаре.

В. О. стремился к молитвенному уединению, нек-рое время жил в мон-ре Жупа, потом перешел в расположенный в горах мон-рь Острог, в к-ром в 1667 г. по его благословению была расписана ц. во имя Животворящего Креста и построена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. По монастырскому преданию, В. О. провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице мон-ря. Был погребен ниже ц. Введения, под источником, стекающим со стен пещеры.

В 1678 г. В. О. трижды явился во сне иноку мон-ря Жупа Михаилу, по др. версии - игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После 7-дневного поста острожской братии могила была открыта и мощи В. О. были обретены нетленными. Их переложили в раку, к-рую установили во Введенской ц. Из-за угрозы тур. разорения мощи неск. раз переносились в др. места. В 1714 г., опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 г. относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей В. О. находились отсеченные кисти рук чабана Станка, убитого турками в 1714 г. (в наст. время хранятся в мон-ре в ц. в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 г. перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы Цетинского мон-ря и спрятать в гробнице свт. Петра I, митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 г. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 г., во время освободительной войны, мощи В. О. опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на 3 дня, чудесным образом вырос куст шиповника, к-рый почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февр. 1942 г. снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 гг.

Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог)Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог)

В. О. является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к В. О. как православных, так и мусульман и католиков. В наст. время мощи находятся в пещерной церкви мон-ря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой правосл. ц. во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.

Почитание В. О. широко распространялось в Черногории и окрестных областях со 2-й пол. XVIII в., после ликвидации тур. властями Печского Патриархата и прихода греч. епископов (1766), власть к-рых не признал Цетинский митрополит. Мон-рь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а В. О.- олицетворением борьбы за независимость страны от тур. владычества.

Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 гг. Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон В. О. были написаны Патриархом Василием (Бркичем Йовановичем) во время его пребывания в Остроге, опубликованы в «Србљак» в 1861 г. В житии особое внимание уделено борьбе В. О. против «латинской ереси» и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя В. О. есть в общей стихире серб. святым, автором к-рой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич; 1769-1773). «Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу» написан в 1947 г. свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу.

В. О. посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная ц. в Никшиче, построенная в 1876-1877 гг. по проекту рус. архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода РПЦ черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).

Изображения В. О. получили распространение в XVIII в. Одно из наиболее ранних - фреска над ракой с его мощами в мон-ре Острог. В. О. изображен вместе с 5 святыми в клеймах иконы Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы В. О. находятся во мн. храмах, в т. ч. в иконостасе ц. во имя свт. Николая в Дечанах (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 г. иконописец мон-ря Острог Н. Андрич изобразил сцену «Чудеса свт. Василия».

По свидетельству англ. путешественников XIX в., в праздники к мощам В. О. собирались до 20 тыс. чел. Рус. путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 г., отмечал: «Мощи эти - величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жен и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя». По народным поверьям, В. О. исцеляет гл. обр. от падучей болезни и одержимости бесами. Вода из пещеры, где был первоначально погребен святой, помогает при ревматизме и др. болезнях. До кон. XIX в. у черногорской народности белопавличей был обычай приносить клятву у раки В. О., подобным образом совершалось примирение враждующих родов и семей, вершился суд.

Лит.: Радичевић Ф. Св. Василиjе митр. херцеговаччки, чудотворац Острошки // Просвета. Цетиње, 1895. С. 409-413; Св. Василиjе Острошки - српска нар. приповетка // Босанска вила. Сараjево, 1897. С. 125-126, 140-141; Стоjановић. Записи. Т. 1-3; Никодим (Милаш), еп. Св. Василиjе Острошки. Дубровник, 1913; Михаиловић Б. Ђ. Манастир Острог и св. Василиjе Острошки. Цетиње, 1959; Дурковић Љ. Енглези о Његошу и Црноj Гори. Титоград, 1963. С. 73; Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 161-167; Jустин (Поповић), архим. Житиjа светих за април. Београд, 1973; Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 192-197; Чудесна исцjељења и jављања св. Василиjа Острошког. Цетиње, 2001. 2 т.; Св. Василиjе Острошки чудотворац, манастир Острог. Подгорица, 2001. С. 28-36, 65-114.
А . В . Шестаков, А . А . Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
  • ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
  • ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)
  • ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))
  • ЕЛИСАВЕТА (V в.), чудотворица, прп. (пам. 24 апр.)
  • ЕФРЕМ патриарх Сербский, свт. (пам. 15 июня)
  • ИОАННИКИЙ II († 1354), свт. (пам. 3 сент. и 30 авг.- в Соборе Сербских святителей)
  • МИНА († кон. III в.), вмч. Фригийский (Котуанский) и или Египетский, чудотворец (пам. 11 нояб.)
  • НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских
  • ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская
  • ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
  • ПЕТР I (Петрович-Негош; 1748-1830), митр. Черногорский (1784-1830), свт. (пам. 18 окт.)
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)